В этом посте я хочу рассказать о разработке crm системы для всероссийской службы заселения. Наша компания взялась за разработку в конце апреля и сейчас мы ее полностью завершили.
Это второй крупный проект нашего клиента и мы подходили к процессу описания, оценки и разработки проекта, имея уже опыт успешной работы.

Как проходил сбор информации
Мы начали с мини-описания проекта: разработать удобную CRM систему для управления работой службы заселения. Суть заключается в следующем: менеджеры находят объекты, которые сдаются в различных источниках в интернете, узнают статус: сдан/не сдан. Всю информацию сохраняют в систему. Также находят людей, которые ищут жилье и предлагают им базу данных собственников.
Анализ конкурентов
Мы просмотрели кучу сайтов компаний, предлагающих аналогичные решения в поиске жилья, составили списки требований/функциональности: обязательные, желательные, ненужные.
Исходя из списков функциональности нарисовали примерные макеты сайта от руки. В результате нескольких дней анализа мы пришли к примерному списку того, что нужно сделать.
Оценка проекта
Мы рассматривали оценку проекта двумя способами:
- почасовая оплата за разработку
- оплата за проект
От оплаты по часам мы отказались, поскольку считать рабочее время сотрудников сложно. Некоторые компании так работают. В их интересах задержать проект, продлить его как можно дольше. Я никогда не понимал этого вида оплаты, поскольку здесь падает мотивация исполнителя продвигаться быстро.
Оплата за проект как раз подошла. Мы примерно оценили время, которое понадобится - от 2 до 4-х месяцев, обозначили точный бюджет.
С чем приступали к работе
- общий список пожеланий по сайту, макеты нарисованные от руки
- примерный список функциональности CRM-системы
- И ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ КЛИЕНТА - обеспечить как можно быстрый выпуск рабочей версии CRM системы для скорейшего начала работы
Что представляет собой CRM система для службы заселения
В нее входит несколько модулей:
- клиенты
- объекты
- сотрудники
- статистика
- города, офисы
- плагин для браузера
Описание многих функций опущено в виду соглашения о неразглашении информации. Поэтому в этом посте только та информация, которую мы имеем право публиковать в открытых источниках.
Управление клиентами
Конечно, любая CRM система реализует функцию управления клиентами. Наша система умеет хранить и обрабатывать информацию такую как:
- потенциальные клиенты, которые ищут жилье для аренды
- активные клиенты, которые заключили договор с компанией и пользуются услугами базы данных собственников
- архив клиентов - те, кто успешно заселились
- удаленные клиенты - те, которые решили разорвать договор
Карточки клиентов имеют много полей, позволяющих хранить и получать доступ к массе полезной информации для менеджеров.
Клиентам могут отправляться смс о встрече, доступе к сайту и прочей информацией.
Активные клиенты периодически попадают на прозвон для того, чтобы менджеры всегда имели в базе актуальную информацию - заселились они или нет.

Управление объектами
Объекты в нашей системе это: квартиры, дома, жилая недвижимость, которая сдается в аренду.
- текущие, которые сдаются
- архив сданных объектов
- посуточные - для иногородних клиентов, которые ищут жилье
- удаленные - объекты, которые больше не сдаются
Для поддержания базы в актуальном состоянии все объекты периодически выпадают на прозвон.

Управление сотрудниками
В системе есть:
- Администраторы - управляют всем
- Менеджеры - заключают договора, общаются с клиентами
- Операторы - прозванивают и актуализируют базу объектов
Вся статистика записывается, что позволяет точно оценивать эффективность сотрудников.
Управление офисами
Поскольку компания не ограничена рамками одного города, у нас присутствует возможность запускать бизнес в других регионах.
В каждом городе может быть несколько офисов.
Статистика
Информация обо всех действиях сотрудников сохраняется, что позволяет оценивать эффективность города, офиса, менеджера.
Конечно, подробная статистика по финансам, рекламе и другой информации.

Плагин для браузера
Для облегчения работы опрератора сделан плагин для браузера. Он помогает получать информацию о телефонах размещеных на сайтах. На некоторых сайтах номера телефонов помечаются определенным цветом для того, чтобы можно было понять есть ли в базе этот номер. Если плагин не смог определить номер на сайте, всегда можно открыть форму и ввести его вручную - получить статус объекта.
Как проходила работа
Наша комадна придерживается гибкой разработки, мы всегда ведем работу короткими итерациями и очень плотно общаемся с заказчиком на всех этапах ведения проекта.
Каждую неделю мы составляли список функциональности и реализовывали его. Всегда можно посмотреть результат работы - каждый день доступна рабочая версия текущего проекта.
Большая часть кода покрыта тестами, что обеспечило стабильную и корректную работу системы.
Мы всегда открыты к сотрудничеству и ждем ваших классных проектов! Мы очень любим, когда бизнес начинает эффективно работать и зарабатывать с первых дней открытия. Всегда стараемся сделать проект для клиента максимально выгодным и помогаем во всех вещах, которые в наших силах. Создание сайтов и информационных систем - всегда самое современные решения!
Спасибо за внимание)